Содержание
Каждая молодая мама должна вовремя вместе с врачом уметь обнаружить проблемы с ушами у своего малыша. Чем раньше будут выявлены нарушения слуха у ребенка, тем больше у него шансов получить своевременное лечение и вырасти здоровым.
Группы риска по слуху
Врачами-отоларингологами замечено, что больше рискуют появиться на свет с нарушениями слуха дети, которые:
- родились недоношенными (ранее 38 недели беременности);
- имеют врожденные аномалии развития костей черепа;
- мало весили при рождении (менее 2,5 кг);
- страдали внутриутробными инфекциями, полученными от матери (токсоплазмоз, цитомегаловирус, краснуха);
- имеют отягощенную по тугоухости наследственность;
- лечились от какого-либо заболевания препаратами, негативно сказывающимися на ушах (некоторые виды антибиотиков).
Расстройства звуковосприятия бывают как врожденными, так и приобретенными. С учетом области повреждения слухового анализатора выделяют нарушения следующих видов:
- Нейросенсорные. Они возникают после перенесенных внутриутробно инфекций или токсикоза беременности у матери. Либо передаются по наследству.
- Тугоухость кондуктивного характера. К такой патологии относятся ушные заболевания, травмы наружного и среднего отделов органа слуха. Эти нарушения хорошо поддаются лечению либо корригируются усилителями звука.
- Смешанные. Представляют собой сочетание предыдущих типов патологий слуха.
Что указывает на возможные проблемы со слухом у ребенка?
Хотя то, как слышит грдничок, проверяется врачом несколько раз в течение первого года жизни, мама должна внимательно наблюдать за реакцией ребенка на окружающие звуки, которые делятся на 2 вида:
- Высокочастотные. Это пение птиц, звонкий голос, шелест листьев.
- Низкочастотные. К ним относятся: стук, мужской голос, шум машин, удары погремушки.
Тяжелые нарушения слуха, когда малыш родился совсем глухим, легко выявляются при обследовании в роддоме. С небольшими отклонениями дело обстоит труднее. Такие дети хорошо воспринимают низкочастотные звуки, но совсем не реагируют на высокочастотные. При проверке слуха у новорожденных с начальными степенями патологии нередко медики получают ложноотрицательные ответы, т. е. отклонения в слуховом восприятии не обнаруживаются, хотя они присутствуют.
Иногда родители тоже долго не подозревают, что у их крохи есть проблемы со слухом. Однако нужно знать, что хорошо слышащий ребенок:
- в 1-4 месяца не может спать в шумной комнате, плачет, пугается и вздрагивает от громких резких звуков;
- в 5-6 месяцев отвечает на ласковую речь, обращенную к нему, улыбкой, лепетанием, гулением;
- в 7-8 месяцев по просьбе указывает пальчиком на предмет, знает свое имя, пытается самостоятельно произносить звуки;
- в возрасте 9-10 месяцев произносит первые слова – «мама», «баба», «папа»;
- в 12-18 месяцев начинает разговаривать простыми фразами.
Если вы заметили, что сверстники вашего малыша обходят его по каким-либо показателям, следует насторожиться: возможно, он плохо слышит.
В возрасте до 1 года
Развитие слухового восприятия начинается со дня появления ребенка на свет. Одни звуки новорожденный слышит, другие пока нет. Это происходит по причине незрелости некоторых областей головного мозга и невосприимчивости их к отдельным звукам.
На третьем-четвертом месяце жизни у грудничка уже вырабатывается реакция на окружающие звуки. Двухмесячный младенец поворачивает голову на знакомый голос и прислушивается, а от внезапного резкого шума вздрагивает. К полугоду диапазон воспринимаемых ребенком звуков расширяется.
Слух у младенца развивается в течение первого года жизни постепенно. С каждым месяцем нервная система ребенка становится все более совершенной. Его уши начинают правильно воспринимать внешние сигналы и передавать полученную информацию в мозг. Грудничок реагирует на звуки соответственно: услышав родной мамин голос или детскую песенку, он выражает положительные эмоции, радость. В ответ на громкие неприятные звуки он, наоборот, сжимается и плачет.
В возрасте старше 1 года
Если ребенку уже исполнился год, его слух можно проверить следующим образом:
- Положите вместе несколько любимых игрушек малыша (кукла, мяч, мишка, слоник и т. д.).
- Сидя около ребенка, шепотом предложите ему принести вам, например, слоника.
- Когда он выполнит задание, отойдите на несколько шагов дальше от крохи и попросите его принести куклу.
- Если ребенок никак не реагирует на просьбу, то повторите ее громче, переходя с шепота на голос.
- По реакциям малыша определите, с какого расстояния он слышит произнесенную шепотом речь.
С детьми 2-3 лет можно поиграть в игру, которая требует от них знания частей тела животного или человека. Постепенно удаляясь от малыша, шепотом просите его показать, где у мишки носик, у собачки хвостик, у куклы глазки и т. п. При нарушении слуха ребенок не будет реагировать на сказанные ему слова и просьбы.
В норме дети в 1-3 года должны услышать слова, сказанные голосом разговорной громкости с расстояния 5-6 м. При этом нужно быть уверенными, что словарный запас вашего крохи позволяет ему понять, о чем речь.
Слух ребенка 3-5 лет можно оценить по его реакции на шепот с расстояния в шесть метров.
Как проверяют слух у новорожденного в роддоме?
Врожденные нарушения слуха имеют широкую палитру выраженности – от слабой тугоухости до полной глухоты. Впервые врач-сурдолог проверяет слух новорожденного еще в родильном доме. С этой целью через 3 дня после появления на свет младенец проходит 2 обследования:
- Отоакустическую эмиссию (ОАЭ). При этом в наружный слуховой проход новорожденного вводится тонкий зонд, который собирает информацию о реакции внутреннего уха на звуки. Процедура длится 5 минут и не причиняет дискомфорта малышу.
- Оценку слухового потенциала клеток мозга. Прибор проверки слуха новорожденных состоит из 4-5 электродов, укрепляемых на головке малыша, и наушников, в которые подаются звуки различной интенсивности. При помощи записывающего устройства в течение 10-15 минут фиксируются сигналы, подаваемые мозговыми клетками в ответ на звуковые раздражители.
Родителям нужно знать, что эти методы не способны определить слабые степени тугоухости у ребенка. И если даже новорожденный оба теста прошел, то это не дает 100%-ной гарантии, что он обладает нормальным слухом.
Рефлекс Моро
Присутствие у ребенка врожденного рефлекса Моро – свидетельство того, что младенец слышит. Для этого нужно искусственно вызвать у него легкий испуг, который безвреден для психического здоровья малыша.
Чтобы самостоятельно выявить это явление:
- Положите новорожденного на стол.
- Аккуратно выпрямите его конечности.
- На расстоянии 20-30 см от его правого, затем левого уха хлопните в ладоши.
Слышащий ребенок реагирует на громкие звуки растопыриванием пальчиков или вскидыванием ручек. Этот рефлекс врожденный. Он проходит к 3-4 месяцу и проявляется в виде защитной реакции организма при испуге или приближении опасности. Если же у новорожденного нет рефлекса Моро, то это может быть признаком тугоухости или родовой травмы шеи, либо головы.
Метод Калмыковой
Метод Калмыковой позволяет с помощью баночек с сухой крупой проверить слух ребенка первых месяцев жизни. Способ проведения:
- Заполните 3 пластмассовые баночки на 1/3 горохом, манкой и гречкой. При тряске каждая крупа будет издавать свой звук.
- Возьмите все баночки в руки и сядьте позади малыша. Он не должен вас видеть.
- Пусть ваш помощник займет чем-нибудь внимание ребенка. А вы в это время потрясите около каждого его уха посудой с манкой. Этот материал издает при движении звуки высокой частоты. Если ребенок поворачивает голову в сторону источника звука, дальше можете не продолжать: со слухом у него полный порядок.
- Если же малыш не реагирует на баночку с манкой, потрясите сосудом с гречкой.
- Затем используйте горох.
На первом месяце жизни нормой считается, если малютка будет поворачиваться хотя бы к баночке с горохом: этот продукт издает при тряске самые громкие звуки. Шум от всех 3 круп здоровый ребенок начинает воспринимать к 5 месяцам.
Как проверить слух у ребенка в домашних условиях
В качестве аппарата для проверки слуха детей в домашних условиях можно использовать игрушки – музыкальные инструменты, погремушки или вышеупомянутые баночки с крупой. Издавать звуки для малыша могут сами родители: разговаривая с ним или хлопая в ладоши.
На видео советы доктора:
Новорожденный до 1 года
Здоровый младенец первого-второго месяца жизни при громких звуках вздрагивает и просыпается. На третьем-четвертом месяце можно наблюдать, как он, услышав обращенные к нему слова мамы, поворачивает головку в ее сторону и улыбается. В этом возрасте дети уже узнают голоса членов своей семьи. В ответ на звуковой раздражитель грудничок, если не спит, перестает двигаться и широко открывает глазки.
Можно проверить слух новорожденного в домашних условиях, когда он плачет. Если в это время издать неожиданный звук (позвонить в колокольчик или подудеть в дудочку), малыш замолчит и замрет.
После 2 месяцев ребенок будет реагировать на погремушку. Можно постучать ею около каждого уха младенца. Он будет поворачивать личико в направлении источника звука.
Дождавшись, когда кроха заснет, негромко хлопните в ладоши или покашляйте. При этом спящий малыш с нормальным слухом делает сосательные движения ртом или вздыхает.
В возрасте от 1 до 3-х лет
Дети в возрасте от 1 до 3 лет реагируют на звуки так же, как и взрослые. Они хорошо слышат и понимают шепотом сказанные фразы с расстояния 6 м. После года малыши начинают разговаривать, и если ваш ребенок в 2 года еще не говорит, то стоит задуматься о проверке его слуха. Проблемы с речью – частое следствие тугоухости.
Малышу 3 лет можно проверить слух таким образом:
- Приготовьте 3 игрушки, издающие различные звуки. Подойдут дудочка, колокольчик и барабан.
- Возьмите еще 3 игрушки, например, машинку, мишку и лисичку.
- Покажите ребенку, что под игру дудочки мишка танцует, а когда звук умолкает, он садится.
- Под звук барабана машинка ездит, а в тишине останавливается.
- Когда звонит колокольчик, лисичка ест, а когда он стихает – спит.
- Отойдите на расстояние 6 м от ребенка и издайте звуки звучащими игрушками, а малыш пусть изобразит, кто под какую музыку, что сделает.
- Затем предложите малышу поменяться с вами ролями.
Так вы поймете, какие звуки и как хорошо слышит ваш ребенок.
У детей от 3-х до 6 лет
Проверка слуха у дошкольника в 4 года и старше должна быть интересной для ребенка и выглядеть как игра. Например, можно дать ему книжку с крупными цветными картинками. Взрослый с расстояния 6 м шепотом называет какого-либо сказочного героя, а ребенок находит в книжке его изображение и показывает.
Для проверки слуха у детей 3-4 лет можно использовать разноцветные кубики. Взрослый с расстояния 6 м просит выбрать из груды кубиков, например, синий, и кинуть ему. Ребенку 5-6 лет уже можно дать кубики с буквами, и пусть он показывает названную взрослым букву на игрушке.
У школьников
Проверка слуха у младших школьников производится с помощью сказанных шепотом слов из подобранных врачами нижеследующих списков.
Высокочастотные:
- шишка;
- час;
- Саша;
- чайка;
- зайчик;
- птичка;
- шашка;
- часы;
- жесть;
- спичка;
- чай;
- щи;
- чижик;
- сеть.
Низкочастотные:
- дым;
- мыло;
- ухо;
- море;
- урок;
- волк;
- окно;
- номер;
- Вова;
- бык;
- город;
- рыба.
Самый точный способ проверки слуха
Лучшие методики диагностики фонематического слуха ребенка использует врач-сурдолог совместно с отоларингологом поликлиники (детским лором). Второй специалист проверит состояние наружного, среднего и внутреннего уха, а первый – проведет слуховую аудиометрию с аудиограммой. При этой процедуре ребенку надевают наушники, а перед глазами у него появляется видеоизображение. В возрасте от 6 месяцев до 2 лет по реакции малыша врач определяет, слышит ли кроха. Ребенка 3-6 лет просят нажать кнопку, когда он услышит звук.
Когда следует обратиться к врачу?
Показать малыша сурдологу нужно, если:
- новорожденный не вздрагивает от резких звуков;
- грудничок не поворачивает голову в сторону источника звука;
- годовалый не произносит хотя бы отдельные короткие слова;
- двухлетний не разговаривает.
Независимо от возраста, нужно обратиться к врачу, если ребенок раньше слышал, но теперь перестал. Если малыш постоянно переспрашивает и не понимает окружающих, разговаривает чрезмерно громко. Жалобы на боль или шум в ухе – повод для немедленного визита к отоларингологу.